Автор: Юлия Будишевская, психоаналитический психотерапевт, председатель НАПП
В данной статье мне бы хотелось поговорить о том, как психологам в начале своей практики, поддерживать эмоциональное состояние и не разрушаться при столкновении с переносом и своими контрпереносными чувствами при работе с клиентами/пациентами.
На первых этапах терапии, встречаясь с тяжелыми судьбами, эмоционально наполненными историями клиентов и сталкиваясь с переносом, порой терапевты ощущают себя буквально затопленными чувствами клиента. Такая идентификация с клиентом нередко приводит к психическому истощению и выгоранию психолога.
В тоже самое время, понять клиента, его чувства и боль, мы можем только через идентификацию с определенными частями, внутренними объектами клиента*. И тут встает вопрос, как сохранить себя, не отстраняясь эмоционально от клиента.
* Термин «внутренний объект», означает интроекцию внешних объектов младенца. Первым объектом, которого младенец интроецирует внутрь себя становиться мать. То, как мать оказывала заботу о младенце и с какими ранними чувствами он столкнулся, формируют образ внутренних объектных отношений.
Еще в 1915 году Зигмунд Фрейд сформулировал один из основополагающих принципов психоналитического метода, который в прочем, на мой взгляд актуален и для других направлений психологии – «принцип нейтральности».
Нейтральность это одно из требований к профессиональной деятельности психотерапевта. Которая позволяет сохранить объективное отношение к клиенту и его ситуации, не привнося в терапию собственные идеалы, личное мнение и свой персональный опыт.
Нейтральность это одно из требований к профессиональной деятельности психотерапевта. Которая позволяет сохранить объективное отношение к клиенту и его ситуации, не привнося в терапию собственные идеалы, личное мнение и свой персональный опыт.
Рассмотрим принцип сохранения нейтральности в случае работы с переносом и контрпереносом.
Перенос – важнейший инструмент терапии, позволяющий раскрыть глубинные конфликты клиента. На самом деле мы сталкивается с переносом не только в терапии, но и в обычной жизни – на работе и в личных взаимоотношениях.
Перенос — это механизм психической защиты, который заключается в переносе чувств на людей в настоящем, которые возникали со значимыми взрослыми в прошлом, чаще всего это родители или фигуры, которые играли в жизни ребенка важную роль. Перенос развивается, когда в общении с психологом клиент бессознательно воспроизводит те модели отношений, которые были у него в детстве с матерью, отцом, сиблингами или другими значимыми взрослыми. Например, если клиента в детстве родители постоянно критиковали, любое высказывание терапевта относительно действия клиента, может восприниматься как критика.
Перенос может быть позитивный и негативный.
Позитивный перенос – клиент может проецировать на психолога позитивные чувства, которые испытывал в прошлом, например к учительнице или даже к одному из родителей. Позитивный перенос может быть также как проекция хорошей спасающей фигуры. Т.е. это может быть проекция «хорошей матери», которой на самом деле не было у клиента, но он мечтал о ней. Позитивный перенос порой бывает коварным.
Начинающему специалисту не всегда удается отделить позитивный перенос и глубинные чувства клиента, которые скрываются за переносом. Клиент может говорить терапевту, что он гораздо лучше себя ощущает и терапия ему помогает, но в какой-то момент может резко оборвать терапию и связь с терапевтом. Такая реакция может быть связана с тем, что клиент на самом деле «играл» роль «выздоравливающего», чтобы показаться терапевту хорошим, например, как он вел себя в детстве в отношениях с матерью, чтобы добиться ее благосклонности. Или же наоборот, будучи ребенком клиент мог таким образом мстить взрослым, которые его обижали, изолироваться, уходить, молчать. Перенося сложившуюся модель взаимоотношений, клиент поступает также и с терапевтом, тем самым отыгрывая негативный перенос.
Негативный перенос – также как и позитивный, клиент может наделять психолога качествами фигуры из прошлого, которая доставила клиенту боль и страдания. Например, мужчина, придя на прием к женщине психологу может начать обесценивать ее, игнорировать. Таки образом он может «защищаться» от вторгающейся подавляющей матери, которую он спроецировал на психотерапевта. Нередко именно негативный перенос выбивает начинающего специалиста из колеи, он может теряться из-за поведения и реакций клиента, чувствовать себя обесцененным и никудышним психологом. Однако, именно таким образом клиент порой пытается донести до терапевта свои чувства. Он не может по-другому выразить свою просьбу о помощи.
В свою очередь контрперенос – это те чувства и эмоции, которые испытывает психолог по отношению к клиенту/пациенту. З. Фрейд называл явление контрпереноса «слепыми пятнами» аналитика и считал препятствием для анализа. Иными словами, неразрешенные внутренние конфликты и не проработанность психотерапевта мешала эффективной работе. Однако позднее ряд психоаналитиков развили понятие контрпереноса и доказали важность в терапевтической работе с клиентами.
Паула Хайманн более глубоко изучала контрперенос, она считала:
«Главная идея состоит в том, что бессознательное аналитика понимает бессознательное пациента. Этот глубинный раппорт выходит на поверхность в форме чувств, которые аналитик обнаруживает в своих реакциях на пациента, в своем контрпереносе».
Таким образом эмоциональная реакция терапевта на клиента говорит нам о бессознательном понимании терапевтом внутренних процессов, которые происходят с клиентом. По ее мнению, начинающие специалисты из-за страха своих чувств и реакций, нередко отстраняются от клиентов и скрывают свои чувства. Если терапевт работает без учета своих чувств, его интерпретации и внутренний контейнер бедны.
Формируя навык «парящего внимания», позволяющего одновременно слушать что говорит клиент, слышать подтекст его слов, явные и скрытые значения слов, наблюдать за невербальными проявлениями клиента, прислушиваться к своим чувствам, эмоциям и мыслям, позволяют психологу избегать опасности увлечься какой то одной темой и не услышать другую важную информацию, которую хочет донести клиент, а также сохранять ту самую нейтральность и не быть поглощенным чувствами клиента.
Формируя навык «парящего внимания», позволяющего одновременно слушать что говорит клиент, слышать подтекст его слов, явные и скрытые значения слов, наблюдать за невербальными проявлениями клиента, прислушиваться к своим чувствам, эмоциям и мыслям, позволяют психологу избегать опасности увлечься какой то одной темой и не услышать другую важную информацию, которую хочет донести клиент, а также сохранять ту самую нейтральность и не быть поглощенным чувствами клиента.
Генрих Ракер пошел дальше, в своей работе «Значение и использование контрпереноса» (1957), он предположил, что намерение терапевта понять клиента приводит к идентификации первого со вторым. Ракер предложил два типа классификации контрпереноса:
1.Конкордантный – основан на интроекции и проекции качеств и черт другого человека, как своего собственного и на приравнивании того, что является своим собственным, к тому, что принадлежит другому. Т.е. психолог идентифицируется с частями личности, чувствами клиента.
2.Комплиментарный – это идентификация терапевта с внутренними объектами клиента. Например, если родители клиента не замечали его и не воспринимали как личность, терапевт может забывать о сессиях с клиентом, не быть заинтересованным в работе с ним, не воспринимать его отдельной личностью. Комплиментарная идентификация является результатом того, что клиент относиться к терапевту как к внутреннему объекту, а терапевт чувствует, что к нему так относятся, т.е. он идентифицирует себя с этим объектом.
Если внутренние части личности психолога находятся в конфликте между собой, либо есть «слепые пятна», тем сложнее психологу будет распознавать и работать с контрпереносом клиента. Так, например страх агрессии, отвержение психологом своей агрессивной части, может вести к отвержению агрессивности клиента. Что формирует комплиментарную идентификацию с отвергающим клиента объектом (внутренним образом родителя), против которого и направлен этот агрессивный импульс. Если терапевт не отслеживает и не осознает эту реакцию, то он будет заново воссоздавать этот внутренний конфликт клиента, тем самым клиент не будет чувствовать положительный результат от работы.
Для психолога огромное значение имеет развитие внутри себя наблюдающей части за своими реакциями, это поможет ему увидеть и интерпретировать переносные реакции клиента, что сделает процесс работы более эффективным.
Отто Кемберг в статье «Клинические аспекты контрпереноса» сказал:
Отто Кемберг в статье «Клинические аспекты контрпереноса» сказал:
«Когда аналитик осознает реальные черты своей личности и принимает их без нарциссических защитных механизмов и без отрицания, такая эмоциональная установка позволяет ему сказать пациенту примерно следующее: “Если вы реагируете на что-то во мне, то чем же объяснить интенсивность вашей реакции?” Но патология характера у аналитика может привести к тому, что перенос пациента начнет разрушать техническую нейтральность. Когда аналитик не может отличить реальность от фантазий о том, как его воспринимает пациент, – работает контрперенос».
Подводя итоги и возвращаясь к теме - Как психологу в начале своей практики поддерживать эмоциональное состояние и не разрушаться при столкновении с переносом и своими контрпереносными чувствами при работе с клиентами, я бы выделила:
1.Формировать навык «парящего внимания», чтобы удерживать в поле зрения то, что происходит с клиентом, подтекст его слов и реакций, а также свои чувства и редакции.
2.Проходить личную терапию и супервизии, чтобы «слепых пятен» становилось как можно меньше. Это позволит не вовлекаться слишком сильно.
3.Развивать наблюдающую часть.
4.Профессионально развиваться, проходить дополнительное обучение по Развитию профессиональной идентичности и навыкам консультирования.
5.Поддерживать себя. Помнить, что ошибаться нормально, не быть к себе слишком строгим. Находить источники удовольствия и радости.
Используемая литература:
1.«Значение и использование контрпереноса» Г.Ракер – источник: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/1998_n2/cpp_1998_n2_Raker.pdf
2.«О контрпереносе» П. Хайманн – источник: https://www.psychol-ok.ru/lib/heimann_p/o_k/o_k_01.html
3.«Клинические аспекты контрпереноса» О. Кемберг – источник: https://psychoanalysis.by/2018/07/27/article-psychoanalysis-32/